Цель: Через военно-патриотические песни привлечь внимание детей к боевому прошлому России, своего родного края, своей семьи.
Задачи:
Познакомить детей с интересными фактами военного прошлого и настоящего нашего Отечества.
Поддержание неразрывной связи поколений.
Формирование высокого художественного, эстетического музыкального вкуса.
Воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных и послевоенных лет.
Прививать чувство уважения к солдатам российской армии и воинам, участвующим в боевых действиях в наше время.
Воспитывать творческое самовыражение учащихся - умение чувствовать и передавать атмосферу тех "огненных" лет, песней увлекая за собой своим исполнением и своих слушателей.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Разучивание вокальных произведений предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
В предверии 65-летия Великой Победы в нашей школе был запланирован большой проект. Проведена огромная работа во всех классах. 44 коллектива приняли участие в конкурсной программе проекта "Песни, рожденные сердцем". Здесь были солисты, дуэты, ансамбли, представлявшие песни разных стилей и направлений, начиная с довоенных лет и заканчивая современностью.
Примерный репертуар наших конкурсных песен включает в себя: "Ромашки, опаленные войной", "Победная весна", "Мы - военная семья", "Синий платочек", Тучи в голубом", "Молитва", "Майский вальс", "Вальс Победы", "Письмо, пришедшее с войны", "Битва под Москвой", "Танк-34", "Я-гражданин России", "Моя Россия", "На безымянной высоте" и другие.
С тех пор этот проект в нашей школе стал традиционным. В рамках проекта отмечается не только День Победы, но и другие памятные даты истории нашего Отечества: день народного единства, годовщина битвы под Москвой (уроки мужества), день защитника Отечества, ну и конечно же наш главный праздник - день Победы, который подытоживает наш годовой цикл мероприятий, охватываемый проектом. Наши самые почетные гости и зрители всех наших мероприятий - ветераны ВОВ и дети войны. Их интересные рассказы, выступления, беседы с учащимися вызывают живой отклик у наших детей, обеспечивая тем самым связь нескольких поколений.
Выступления учащихся проходят не только в актовом зале школы, но и на различных площадках нашего города. Самые активные участники - лауреаты и победители школьного этапа проекта "Песни, рожденные сердцем" - в течение года принимают участие в вокальных конкурсах разных уровней г. Москвы и Московской области. Дети получают возможность реализоваться, познать себя, поверить в собственные силы, посещая различные конкурсы: областные, Всероссийские, Международные. Многие из них дипломанты, лауреаты и Победители таких конкурсов.
Музыка и патриотизм - неразрывная связь между поколениями.
В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников социального воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Жизнь давным-давно доказала, что такие человеческие ценности как патриотизм, верность долгу, гражданственность, уважение к старшим нужно воспитывать с детских лет, и сознательно пропагандировать в подростковом возрасте.
Слайд №1
Каждый обучающийся вокальной студии «Планета детства»проходит курс индивидуальной постановки голоса, а также пения в ансамблях, больших и малых.
Ребята-победители и лауреаты различных конкурсов и фестивалей различных уровней - городских, всероссийских, международных, а также участники различных школьных и городских мероприятий.
Слайд №2
У нас на базе нашей школы существует Народный музей 39 Барвенковской стрелковой дивизии и встреча ветеранов и наших учащихся очевидна.
Слайд №3
Одно из направлений детского творчества - духовно-нравственное воспитание. Его важной частью является патриотическое воспитание. «Песни, рожденные сердцем» - так называется наш проект,(цели и задачи), в рамках которого мы ведем с ребятами творческую жизнь.
Слайд №4
2010 год – это год старта нашего Проекта, который потом, впоследствии становится традиционным. В рамках нашего Проекта проходят такие мероприятия, как:
Слайд№5
уроки Мужества (5декабря-Московская битва);
День Защитника Отечества;
День Победы;
воинская часть дивизии Дзержинского;
городские мероприятии, такие как Получение паспортов, проводы в Армию, прием в «жуковцев», встреча с Ветеранами педагогического труда, праздник пожилых людей…
школьный фестиваль-конкурс «Песни, рожденные сердцем» и патриотические конкурсы г.Москвы и Московской области.
Участие в мероприятиях, посвящённых Дню Победы, занимают особое место в концертной и творческой жизни студии. Песни военных лет, песни патриотической направленности являются обязательными и любимыми.
В работе нашего проекта такие встречи реализуются через подбор песенного материала. Ведь любая песня находит отклик в душе человека, тем более ребёнка. У него меняются мысли, чувства, формируется его гражданская позиция, вырабатываются нравственные качества, такие как любовь к ближнему, любовь к Родине, почитание и уважение старших. Они чувствуют свою личную причастность к истории, получают понимание того, что от них лично зависит судьба города, страны.
Слайд №6
Список песен.(песни О России,о войне, о ее героях…)
Пусть всегда будет солнце
Катюша
Идет солдат по городу
Ты же выжил, солдат
День Победы
Мы за ценой не постоим
Кто, если не мы
Смуглянка
Синий платочек
Эх, дороги
Победная весна
Россия, Русь!
От чего так в России березы шумят
Ромашки, опаленные войной
Казаки в Берлине
Волшебник снов
Попурри песен военных лет
Молитва
Аист на крыше
Спасибо, деды, за Победу
Мы-военная семья
Русский парень
Прадедушка
Темная ночь
Дорогая моя столица
Огонек
Вечер на рейде
Они варьируются в зависимости от наших встреч с ветеранами, целей и задач самого Проекта.
Достигнутые результаты:
Песни военных лет -особенные. Они пропитаны большой душевностью, необыкновенной сердечностью, в них особый дух. Они наполнены верностью, самопожертвованием, и несут большую воспитательную ценность для неокрепших еще юных душ.
Творческое самовыражение наших школьных «артистов», умение чувствовать и передавать атмосферу тех «огненных» лет, увлекая за собой и своих слушателей –одна из особенностей исполнителей.
Когда дети и подростки соприкасаются с этим, они переживают такие же эмоции. Я спросила, что они чувствуют, когда поют такие песни.
Слайд №7
Ответы очень похожи:
гордость за то, что ветераны сделали для нас и страны;
сочувствие к людям, которые боролись с фашизмом;
обеспокоенность за судьбу страны;
нужно, чтобы из поколения в поколение передавали память о подвигах и их героях;
уважение к павшим, благодарность;
исполняя песню, проживаешь боль и трагичность, которые принесла война;
сожаление, что в наше время имеют место проявления фашизма;
мы приобрели новый опыт и переживания, которые передаём другим людям.
Ребята делают перед выступлением специальные открытки, разные поделки (как сувениры) и дарят их ветеранам ВОВ прямо на концерте. А потом с восторгом делятся, как их обнимали и благодарили, и сами ветераны ,дарили им цветы и оставляли им письма благодарности в нашей героической книге памяти . Это были запоминающиеся встречи , которые всегда оставляют самый неизгладимый след в душах наших детей.
Слайд №8 и 9(ответы детей и фото –дети, цветы, ветераны, книга памяти, письма благодарности )
Подобный творческий опыт не может не сказаться на взаимоотношениях в коллективе. Ребята очень дружны, сплочённы, порядочны. Приобретая правильный стержень внутри себя, они способны положительно влиять на окружающее общество. В песнях они уверенно утверждают свою гражданскую позицию:
Слайд №10
«Кто, если не мы, скажет сейчас - мы не хотим войны, мы объявляем мир!
«Войны пусть сгинут во мгле!»
«Против беды, против войны встанем за наших мальчишек!» и т.д.
Это и есть воспитание гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененное в наших духовных и культурных традициях, завещавшим потомкам сохранять мир на Земле; это память и благодарность нашим отцам и дедам; это связь многих наших поколений через года., это утверждающая гражданская позиция каждого из нас своего « я».